Многоцелевой четырехместный двухдвигательный самолет МАИ-411 спроектирован с учетом требований авиационных правил АП-23.
Кроме того, при разработке в концепцию самолета закладывались следующие отличительные особенности:
- просторный салон, позволяющий разместить экипаж и пассажиров в зимней одежде;
- высокое аэродинамическое качество, позволяющее добиться хороших крейсерских характеристик
- удобство посадки и высадки: 4 двери автомобильного типа и не требующая стремянок и подножек высота пола кабины;
- возможность эксплуатации с грунтовых площадок, а также установки лыжного и поплавкового шасси;
- применение проверенного, в том числе в России, двигателя с качественным дилерским сопровождением;
- эффективная система вентиляции и обогрева.
Применение самолета МАИ–411 может быть перспективным в следующих областях:
- авиаперевозки;
- первоначальное обучение и профессиональный отбор летного состава;
- воздушное патрулирование нефте- и газопроводов, ЛЭП, лесных массивов, водоемов и пр.;
- аэросъемка, инструментальный мониторинг;
- авиатуризм.
Важная особенность – возможность многоцелевого применения одного типа самолета для всех перечисленных задач. Это обеспечивается рациональным сочетанием противоречивых факторов:
- максимальной крейсерской и минимальной посадочной скоростей;
- простоты пилотирования и достаточной маневренности;
- большой дальности и способности садиться на грунтовые полосы и подготовленные площадки.
Опыт проектирования и анализ эксплуатации зарубежной легкой авиатехники позволяют сформулировать дополнительные требования к самолету, который будет наиболее востребован в нашей стране и составит достойную конкуренцию за рубежом:
- эксплуатация на недорогих и доступных (например, автомобильных) горюче-смазочных материалах;
- сравнимые с автомобилем расходные характеристики;
- технологичность и серийнопригодность;
- конкурентоспособная цена.
Поставленная цель достигается за счет того, что в качестве основных материалов для изготовления конструкции выбраны композиционные, а так же выполнена оптимизация конструктивно-силовой схемы, схемы членения, конструктивных решений с учетом особенностей примененных материалов и решаемых задач.
Выбранная схема высокоплана имеет минимальную вредную интерференцию крыла и фюзеляжа, позволяет разместить в салоне экипаж и пассажиров, обеспечив для них хороший обзор и удобство входа-выхода через четыре остекленных двери автомобильного типа.
Схема размещения экипажа и пассажиров – бок-о-бок, в 2 ряда. Высота кабины – 1220 мм; ширина в районе размещения экипажа и пассажиров – 1275 мм, что обеспечивает комфортное размещение людей в зимней одежде. Шаг кресел – 1060 мм. Это позволяет сделать спинки переднего ряда кресел откидывающимися назад на 25° без ущерба для пассажиров в заднем ряду. Спинки заднего ряда также могут откидываться на 25°, что позволяет без лишнего утомления переносить длительные перелеты.
Кабина имеет систему вентиляции и обогрева эффективную во всем диапазоне условий эксплуатации (–25…+40°С). Багажный отсек расположен за спинками кресел 2-го ряда.
Верхнерасположенное свободнонесущее крыло имеет центроплан большого размаха, проходящий насквозь через фюзеляж в районе кабины. Компоновка кабины при этом выполнена так, что центроплан не мешает экипажу и пассажирам и не требуется увеличивать высоту фюзеляжа.
Вертикальное оперение состоит из киля, выполненного единой деталью совместно с фюзеляжем, и руля направления.
Горизонтальное оперение состоит из свободнонесущего стабилизатора и руля высоты. И стабилизатор, и руль высоты выполнены неразъемными по размаху, что снижает массу и улучшает эффективность.
Шасси – трехопорное колесное с носовой свободно ориентирующейся стойкой. Применены колеса большого диаметра (445 мм) в обтекателях;. Основные стойки – рессорного типа, носовая – телескопического с газово-жидкостным амортизатором. Самолет имеет возможность установки поплавкового и лыжного шасси.
Силовая установка состоит из двух поршневых двигателей ROTAX 912S, закрытых в мотогондолы, и расположенных на крыле симметрично относительно фюзеляжа. Плоскость вращения тянущих винтов изменяемого шага вынесена за пределы кабины и органов управления. Основные топливные баки расположены в центроплане. Возможна установка дополнительных (перегоночных) топливных баков в консолях крыла.
Самолет имеет сдвоенное управление. Место пилота – слева.
Управление состоит из мини-ручек и педальных постов.
Для удобства управления кресла пилотов имеют регулировку.
Самолет оснащен полным комплектом современного навигационного оборудования для обеспечения требований правил полетов по приборам. С августа 2015 года проектирование самолёта ведётся в рамках программы «Кооперация», финансируемой фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Многоцелевой четырехместный двухдвигательный самолет МАИ-411
Технические характеристики
№ | Наименование | Размерность | Величина |
1 | Площадь крыла | м2 | 14,3 |
2 | Размах крыла | м | 11,4 |
3 | Удлинение крыла | – | 9,1 |
4 | Профиль крыла | – | GA(W)-1 |
5 | Высота фюзеляжа | м | 1,48 |
6 | Ширина фюзеляжа | м | 1,28 |
7 | Длина фюзеляжа | м | 7,45 |
8 | База шасси | м | 2,12 |
9 | Колея шасси | м | 1,90 |
10 | Колеса | мм | Ф445×160 |
11 | Количество двигателей | шт. | 2 |
12 | Тип и мощность двигателя | – | Rotax 912S, 100л.с |
13 | Максимальная взлётная масса | кг | 1250 |
14 | Максимальная коммерческая нагрузка | кг | 325 |
15 | Пассажировместимость | чел. | 3 |
16 | Экипаж | чел. | 1 |
17 | Максимальная скорость горизонтального полета | км/ч | 290 |
18 | Максимальная крейсерская скорость полета | км/ч | 270 |
19 | Максимальная скороподъемность у земли | м/с | 6 |
20 | Крейсерская высота полета | м | до 3000 |
21 | Дальность полета с максимальной нагрузкой | км | 1500 |
Взлетно-посадочные характеристики (при массе 1250 кг, в МСА на уровне моря): | |||
22 | Длина разбега | м | 150 |
23 | Взлетная дистанция | м | 400 |
24 | Длина пробега | м | 180 |
Большим преимуществом самолета является наличие спасательной системы, что является гарантией безопасности экипажа и пассажиров. При возникновении внештатной ситуации на борту (отказ двигателей и т.д.) самолет может приземлиться на спасательном парашюте.
Условия выполнения полетов.
Самолет предназначен для выполнения полетов в соответствии с «Основными правилами полетов в воздушном пространстве России» и «Наставлением по производству полетов в гражданской авиации России по правилам визуальных полетов (ПВП) и по правилам приборных полетов (ППП).
Полеты самолета могут выполняться:
- днем и ночью;
- в простых и сложных метеоусловиях;
- над равнинной и холмистой местностью;
- над горной местностью;
- в условиях осадков.
В условиях:
- аэродромных полетов;
- маршрутных полетов, в т. ч. вне трасс.
- над пустынной и безориентирной местностью;
- трассовых полетов по воздушным трассам МВЛ.
Параметры состояния внешней среды:
Диапазон эксплуатационных температур –25 …+40°C. Работоспособность самолета и его систем должна сохраняться в диапазоне температур от -30°C до +40°C и на высотах полета (по барометрическому давлению) от 300 м ниже уровня моря до практического потолка.
Максимально допустимые составляющие ветра при взлете, посадке и рулении:
- боковая – до 6 м/с,
- попутная – до 3 м/с,
- встречная до – 12 м/с,
- абсолютная величина ветра при рулении – до 12 м/с.
Характеристики взлетно-посадочных полос.
Для базового самолета используются аэродромы с искусственным покрытием (ИВПП) в состоянии:
- сухая;
- влажная;
- покрытая слякотью или мокрым снегом.
Грунтовые аэродромы и посадочные площадки (ГВПП) используются с прочностью грунта не менее 3,5 кг/см2,
Состояние ГВПП:
- сухая;
- влажная;
- покрытая слякотью или мокрым снегом;
- покрытая пылью или песком.
Поставщик
Планируемый поставщик самолета МАИ-411 — ОАО Концерн «КЭМЗ», Концерн «КЭМЗ» является одним из немногих крупных, стабильно работающих в авиационной отрасли, предприятий в Дагестане.
Основным направлением деятельности предприятия является разработка и изготовление средств наземного контроля самолетов типа Су и МиГ и электромеханизмов на те же самолеты (МП-100М, МПК-13А5 и т.д.) Предприятие успешно сотрудничает с АХК Сухой, НАЗ им. В.П.Чкалова, КнАЗ им. Ю.А.Гагарина, РСК Миг, корпорация «Иркут» и другими ведущими предприятиями авиационной промышленности России.
В течение последних пяти лет, кроме средств наземного контроля предприятие выпускает авиационное катапультное устройство АКУ-58А для самолетов Су и Миг, а также в производстве находятся АКУ-5М для самолетов Туполев, многозамковые балочные держатели МБД3-У6-68, МБД3-У2-Т1 для самолетов Су и МиГ, разработчиком которых является ГосМКБ «Вымпел» им. Торопова. Серийно выпускаются системы подвески грузов СПГ-1500 разных модификаций для всех типов самолетов и аэромобильная система подвески грузов АСПГ-1500 для комплектации самолета Су-34, разработчиком которых является АХК Сухой
В 90-е годы прошлого столетия завод занимался выпуском самолетов МАИ-890 разработки ОСКБЭС МАИ и мотодельтапланов Т-2 разработки ОКБ им. Антонова, а также беспилотного летательного аппарата «Пчела» разработки ОКБ им. Яковлева, для чего был приобретен комплекс оборудования для производства деталей из композиционных материалов и углепластиков (автоклав, пропиточные установки УПСТ-1000М, УЭЛС-3М и т.д.)
Головной завод Концерна КЭМЗ насчитывает более 1500 человек рабочих и ИТР, которые имеют многолетний опыт работы (более 50 лет) в авиационной отрасли
Обработка деталей в основном производится на станках с программным управление фирмы HAAS и других фирм (Японских, Швейцарских и России в том числе), для чего на заводе создан учебно-технический центр по обучению молодежи по программированию и работе на станках с ЧПУ.
Цех, предназначенный для сборки летательных аппаратов имеет прямой выход на аэропорт Кизляр, который примыкает к заводу.
Таким образом, предприятие имеет все необходимые и достаточные условия, для организации серийного выпуска качественной авиационной техники.
Заключение.
Организация на базе ОАО Концерн «КЭМЗ» совместного с МАИ высокотехнологичного производства помимо научно-практического и производственного имеет важный социально-экономический эффект.
К прямому социально-экономическому эффекту следует отнести:
- Увеличение рабочих мест и повышение уровня занятости населения. Общее количество работников, занятых в реализации Проекта на этапе серийного производства составит не менее 500 человек.
- Увеличение отчислений в местный и федеральный бюджеты.
- Появление на рынке отечественного продукта – современного двухмоторного четырёхместного самолета, который можно применять, в том числе для обучения пилотов (в настоящее время самолеты для учебных заведений гражданской авиации закупаются за рубежом у австрийской фирмы Даймонд Эйркрафт Индастриз).
К косвенному эффекту относится:
- Влияние Проекта на развитие смежных отраслей экономики: развитие аэродромного бизнеса, летных школ, возрождение местных авиалиний.
- Влияние в сфере развития науки и образования. Проект явится мощным импульсом для развития научных исследований и технологий, платформой для обучения студентов, аспирантов.