4-х местный многоцелевой самолет МАИ-411

Главная/Продукция/Гражданская/Самолеты малой авиации/4-х местный многоцелевой самолет МАИ-411

Многоцелевой четырехместный двухдвигательный самолет МАИ-411 спроектирован с учетом требований авиационных правил АП-23, (аналог европейских CS-23 и американских FAR-23).

Кроме того, при разработке в концепцию самолета закладывались следующие отличительные особенности:

  • просторный салон, позволяющий разместить экипаж и пассажиров в зимней одежде;
  • высокое аэродинамическое качество, позволяющее добиться хороших крейсерских характеристик
  • удобство посадки и высадки: 4 двери автомобильного типа и не требующая стремянок и подножек высота пола кабины;
  • возможность эксплуатации с грунтовых площадок, а также установки лыжного и поплавкового шасси;
  • применение проверенного, в том числе в России, двигателя с качественным дилерским сопровождением;
  • эффективная система вентиляции и обогрева.

 

Применение самолета МАИ–411 может быть перспективным в следующих областях:

  • авиаперевозки;
  • первоначальное обучение и профессиональный отбор летного состава;
  • воздушное патрулирование нефте- и газопроводов, ЛЭП, лесных массивов, водоемов и пр.;
  • аэросъемка, инструментальный мониторинг;
  • авиатуризм.

Важная особенность – возможность многоцелевого применения одного типа самолета для всех перечисленных задач. Это обеспечивается рациональным сочетанием противоречивых факторов:

  • максимальной крейсерской и минимальной посадочной скоростей;
  • простоты пилотирования и достаточной маневренности;
  • большой дальности и способности садиться на грунтовые полосы и подготовленные площадки.

Опыт проектирования и анализ эксплуатации зарубежной легкой авиатехники позволяют сформулировать дополнительные требования к самолету, который будет наиболее востребован в нашей стране и составит достойную конкуренцию за рубежом:

  • эксплуатация на недорогих и доступных (например, автомобильных) горюче-смазочных материалах;
  • сравнимые с автомобилем расходные характеристики;
  • технологичность и серийнопригодность;
  • конкурентоспособная цена.

Поставленная цель достигается за счет того, что в качестве основных материалов для изготовления конструкции выбраны композиционные, а так же выполнена оптимизация конструктивно-силовой схемы, схемы членения, конструктивных решений с учетом особенностей примененных материалов и решаемых задач.

Выбранная схема высокоплана имеет минимальную вредную интерференцию крыла и фюзеляжа, позволяет разместить в салоне экипаж и пассажиров, обеспечив для них хороший обзор и удобство входа-выхода через четыре остекленных двери автомобильного типа.

Схема размещения экипажа и пассажиров – бок-о-бок, в 2 ряда. Высота кабины – 1220 мм; ширина в районе размещения экипажа и пассажиров – 1275 мм, что обеспечивает комфортное размещение людей в зимней одежде. Шаг кресел – 1060 мм. Это позволяет сделать спинки переднего ряда кресел откидывающимися назад на 25° без ущерба для пассажиров в заднем ряду. Спинки заднего ряда также могут откидываться на 25°, что позволяет без лишнего утомления переносить длительные перелеты.

Кабина имеет систему вентиляции и обогрева эффективную во всем диапазоне условий эксплуатации (–25…+40°С). Багажный отсек расположен за спинками кресел 2-го ряда.

Верхнерасположенное свободнонесущее крыло имеет центроплан большого размаха, проходящий насквозь через фюзеляж в районе кабины. Компоновка кабины при этом выполнена так, что центроплан не мешает экипажу и пассажирам и не требуется увеличивать высоту фюзеляжа.

Вертикальное оперение состоит из киля, выполненного единой деталью совместно с фюзеляжем, и руля направления.

Горизонтальное оперение состоит из свободнонесущего стабилизатора и руля высоты. И стабилизатор, и руль высоты выполнены неразъемными по размаху, что снижает массу и улучшает эффективность.

Шасси – трехопорное колесное с носовой свободно ориентирующейся стойкой. Применены колеса большого диаметра (445 мм) в обтекателях;. Основные стойки – рессорного типа, носовая – телескопического с газово-жидкостным амортизатором. Самолет имеет возможность установки поплавкового и лыжного шасси.

Силовая установка состоит из двух поршневых двигателей ROTAX 912S, закрытых в мотогондолы, и расположенных на крыле симметрично относительно фюзеляжа. Плоскость вращения тянущих винтов изменяемого шага  вынесена за пределы кабины и органов управления. Основные топливные баки расположены в центроплане. Возможна установка дополнительных (перегоночных) топливных баков в консолях крыла.

Самолет имеет сдвоенное управление. Место пилота – слева.

Управление состоит из мини-ручек и педальных постов.

Для удобства управления кресла пилотов имеют регулировку.

Самолет оснащен полным комплектом современного навигационного оборудования для обеспечения требований правил полетов по приборам.

Технические характеристики

Наименование Размерность Величина
1 Площадь крыла м2 14,3
2 Размах крыла м 11,4
3 Удлинение крыла 9,1
4 Профиль крыла GA(W)-1
5 Высота фюзеляжа м 1,48
6 Ширина фюзеляжа м 1,28
7 Длина фюзеляжа м 7,45
8 База шасси м 2,12
9 Колея шасси м 1,90
10 Колеса мм Ф445×160
11 Количество двигателей шт. 2
12 Тип и мощность двигателя Rotax 912S, 100л.с
13 Максимальная взлётная масса кг 1250
14 Максимальная коммерческая нагрузка кг 325
15 Пассажировместимость чел. 3
16 Экипаж чел. 1
17 Максимальная скорость горизонтального полета км/ч 290
18 Максимальная крейсерская скорость полета км/ч 270
19 Максимальная скороподъемность у земли м/с 6
20 Крейсерская высота полета м до 3000
21 Дальность полета с максимальной нагрузкой км 1500
Взлетно-посадочные характеристики (при массе 1250 кг, в МСА на уровне моря):
22 Длина разбега м 150
23 Взлетная дистанция м 400
24 Длина пробега м 180

Условия выполнения полетов.

Самолет предназначен для выполнения полетов в соответствии с «Основными правилами полетов в воздушном пространстве России» и «Наставлением по производству полетов в гражданской авиации России по правилам визуальных полетов (ПВП) и по правилам приборных полетов (ППП).

Полеты самолета могут выполняться:

  • днем и ночью;
  • в простых и сложных метеоусловиях;
  • над равнинной и холмистой местностью;
  • над горной местностью;
  • в условиях осадков.

В условиях:

  • аэродромных полетов;
  • маршрутных полетов, в т. ч. вне трасс.
  • над пустынной и безориентирной местностью;
  • трассовых полетов по воздушным трассам МВЛ.

Параметры состояния внешней среды:

Диапазон эксплуатационных температур –25 …+40°C. Работоспособность самолета и его систем должна сохраняться в диапазоне температур от -30°C до +40°C и на высотах полета (по барометрическому давлению) от 300 м ниже уровня моря до практического потолка.

Максимально допустимые составляющие ветра при взлете, посадке и рулении:

  • боковая – до 6 м/с,
  • попутная – до 3 м/с,
  • встречная до – 12 м/с,
  • абсолютная величина ветра при рулении – до 12 м/с.

Характеристики взлетно-посадочных полос.

Для базового самолета используются аэродромы с искусственным покрытием (ИВПП) в состоянии:

  • сухая;
  • влажная;
  • покрытая слякотью или мокрым снегом.

Грунтовые аэродромы и посадочные площадки (ГВПП) используются с прочностью грунта не менее 3,5 кг/см2,

Состояние ГВПП:

  • сухая;
  • влажная;
  • покрытая слякотью или мокрым снегом;
  • покрытая пылью или песком.
Самолет разработан в КБ Московского авиационного института (ОСКБЭС МАИ), имеющем более чем 40-летний опыт создания малоразмерной авиационной техники.

Самолет Квант в период 1978-1980 годы установил 5 официальных мировых рекордов, а самолет Авиатика-МАИ-900 «Акробат» в 2005 году выиграл Гран-При по высшему пилотажу.

За одну из недавних разработок – самолеты серии Авиатика-МАИ-890, серийно запущенные в производство на РСК «МиГ» В. В. Путиным коллективу авторов вручена Государственная премия Российской федерации.

Поставщик

Планируемый поставщик самолета МАИ-411ОАО Концерн «КЭМЗ», Концерн «КЭМЗ» является  одним из немногих крупных, стабильно работающих в авиационной отрасли, предприятий в Дагестане.

Основным направлением деятельности предприятия является разработка и изготовление средств наземного контроля самолетов типа Су и МиГ и электромеханизмов  на те же самолеты (МП-100М, МПК-13А5 и т.д.)  Предприятие успешно сотрудничает  с АХК Сухой,  НАЗ  им. В.П.Чкалова, КнАЗ им. Ю.А.Гагарина,  РСК Миг, корпорация  «Иркут» и другими ведущими предприятиями авиационной промышленности России.

В течение последних пяти лет, кроме средств наземного  контроля предприятие выпускает  авиационное катапультное устройство АКУ-58А для самолетов Су и Миг, а также в производстве находятся АКУ-5М для самолетов Туполев,  многозамковые балочные держатели МБД3-У6-68, МБД3-У2-Т1 для самолетов Су и МиГ, разработчиком которых является  ГосМКБ «Вымпел» им. Торопова. Серийно выпускаются системы подвески грузов СПГ-1500 разных модификаций для всех типов самолетов и аэромобильная система подвески грузов АСПГ-1500 для комплектации самолета Су-34, разработчиком которых является АХК Сухой

В 90-е годы прошлого столетия завод занимался выпуском самолетов МАИ-890  разработки ОСКБЭС МАИ и мотодельтапланов Т-2 разработки ОКБ им. Антонова,  а также беспилотного летательного аппарата «Пчела» разработки ОКБ им. Яковлева, для чего был приобретен  комплекс оборудования для производства  деталей из композиционных материалов и углепластиков (автоклав, пропиточные установки УПСТ-1000М, УЭЛС-3М и т.д.)

Головной завод Концерна КЭМЗ насчитывает более 1500 человек рабочих и ИТР, которые имеют многолетний опыт работы (более 50 лет) в авиационной отрасли

Обработка деталей в основном производится на станках с программным управление фирмы  HAAS и других фирм (Японских, Швейцарских и России в том числе), для чего на заводе создан учебно-технический центр по обучению молодежи по программированию и работе на станках с ЧПУ.

Цех, предназначенный для сборки летательных аппаратов имеет прямой выход на аэропорт Кизляр, который примыкает к заводу.

Таким образом, предприятие имеет все необходимые и достаточные условия, для организации серийного выпуска качественной авиационной техники.

 

Заключение.

Организация на базе ОАО Концерн «КЭМЗ» совместного с МАИ высокотехнологичного производства  помимо научно-практического и производственного имеет важный социально-экономический эффект.

К прямому социально-экономическому эффекту следует отнести:

  • Увеличение рабочих мест и повышение уровня занятости населения. Общее количество работников, занятых в реализации Проекта на этапе серийного производства составит не менее 500 человек.
  • Увеличение отчислений в местный и федеральный бюджеты.
  • Появление на рынке отечественного продукта – современного двухмоторного  четырёхместного самолета, который можно применять, в том числе для обучения пилотов (в настоящее время самолеты для учебных заведений гражданской авиации закупаются за рубежом у австрийской фирмы Даймонд Эйркрафт Индастриз).

К косвенному эффекту относится:

  • Влияние Проекта на развитие смежных отраслей экономики: развитие аэродромного бизнеса, летных школ, возрождение местных авиалиний.
  • Влияние в сфере развития науки и образования. Проект явится мощным импульсом для развития научных исследований и технологий, платформой для обучения студентов, аспирантов.